Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Вообще, я не очень люблю считать чужие деньги, но, кажется, если бы Московский аукционный дом периодически работал как платная галерея, все остались бы в плюсе: во всяком случае работы, которые удалось достать к осенним торгам мы привыкли видеть в музеях, а за просмотр — привыкли платить.

Тем не менее, я в очередной раз проник туда на безвозмездной основе, так что — делюсь впечатлением. Поначалу еще немного хочется подержать интригу и объяснить на словах. На этот раз, как, впрочем, всегда покупателям предлагаются первые имена русского искусства: Рерих, Нестеров, Саврасов… Фамилии — знакомые. Причем, как и прежде, это работы выдающихся уровней: коллекционного, художественного, инвестиционного.


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Окружены они фамилиями, которые вспоминаются реже: Шильдер, Федоров, Клевер. Однако и в этом случае — подборка материала впечатляющая!


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Задача аукционного дома — удовлетворить не только праздного зрителя, но и взыскательного покупателя. А потому вещи здесь и разножанровые, и «разнотехнические», и «разноразмерные». Жемчужины условного раздела «малюток» — это Поленов, Дубовской:


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Айвазовский

Однако, конечно, статус топ-лотов вновь перетягивают на себя иные фамилии, и здесь начать хочется с постоянного участника торгов — Айвазовского. Он представлен небольшой по размеру работой:


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Однако прописана она невероятно: при ближайшем рассмотрении виден каждый отблеск на воде. Безупречно передана архитектура.


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Тут бы воскликнуть: «Мог ведь Старик!» Но интерес картины как раз еще и в том, что Айвазовский здесь не старик: работа зрелого периода, и ее относят к 1860-м годам.


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Левитан

Грандиозно на осенних торгах представлен Исаак Левитан, который в таком масштабе встречается преимущественно в музейных собраниях.


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

На картине 1880-х годов классический русский зимний пейзаж с деревенькой, который имеет размеры 45 на 75! Работа подписная.


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Репин

Поразительно, но с фреской «выступает» Илья Ефимович Репин. Причем и здесь, как и в случае с другими художниками, мы видим очень характерный сюжет для творчества мастера — евангельский сюжет.


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Иконография Ecce Homo отсылает к наиболее драматичным библейским событиям, очень напряженному моменту, последней попытке Пилата оправдать Христа.


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Причем, стоит отметить, что на сегодняшний день это — единственная сохранившаяся фреска Репина!

Карл Брюллов

Главной звездой грядущих торгов справедливо называют Брюллова. Картины и рисунки этого художника редко появляются в продаже, поэтому заполучить живописную работу — большая удача. Тем более, что речь идет не просто о работе, а о завершенном повторении очень оригинального и необычного полотна:


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Сегодня, кстати, одну из версий можно видеть на выставке, посвященной творчеству Брюллова (ГТГ).


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Итак, перед нами Диана и Эндимион. Сюжет, надо сказать, популярный в живописи, но необычный здесь: дело в том, что художники, разрабатывая этот сюжет, обычно обращались к его классической версии, известной по мифу, где все было вполне себе целомудренно.

В основе же полотна Брюллова — миф, пересказанный Джамбаттиста Касти, итальянским поэтом предыдущего поколения. Его «Диана и Эндимион» — это небольшая новелла, написанная октавами (их 71 штука), которая привносит в миф дополнительную сюжетную линию…


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом


                            Не Левитан, а «Левитанище»! Карл Брюллов за 1 млн и единственная в мире фреска Репина — идем в Московский аукционный дом

Классическая версия гласит, что Диана (богиня, олицетворяющая луну) влюбилась в спяшего Эндимиона, испросила для него вечной жизни, но Юпитер/Зевс погрузил юношу в вечный сон. Тем не менее, влюбленная пара встречалась раз в месяц, оставляя небо без луны.

У Джамбаттиста Касти история двух возлюбленных выглядит менее платонической, но более того — в один из вечеров влюбленных подловил Сатир, ну и раз уж такое дело, то и он — скажем так — добился расположения богини, пополнив свой гнусный список любовных завоеваний.

Поначалу под предлогом молчания — проще говоря, шантажируя Диану — он и сделал так, что история стала известна широкой общественности. В общем, помимо основной канвы, Джамбаттиста Касти добавил параллелей и на современное ему общество, нравы которого были довольно свободными.

Картина Брюллова основана именно на этом рассказе, и с творчеством Джамбаттиста Касти он и его современники были знакомы (например, считается, что под влиянием этого автора появился «Домик в Коломне» Пушкина). Однако полотно интересно и тем, что это все-таки «итальянский Брюллов», а стало быть — самый лучший!

Забавны карикатурные черты уродливого Сатира, которые напоминают, что Карл Павлович карикатуру любил и карикатуры рисовал (некоторые образцы, кстати, есть на выставке в ГТГ).

Ну и драматическая история, пожалуй, тут вырастает: если принимать во внимание некоторые подробности биографии художника, его неудачный брак, то в юном кудрявом красавце захочется видеть портретные черты художника…

Небольшие итоги

Намеченные на 12 октября торги вновь потрясают и подбором фамилий, и качеством работ, и, пожалуй, каждая из них заслуживает отдельного разбора или статьи. Зрителям и покупателям вновь предлагаются не просто картины известных художников, но художественные открытия.

Открытия эти, впрочем, имеют и свою цену: например, в прессе уже появилась оценка Дианы и Эндимиона — картину оценили в 1 млн долларов, однако финальная цена может вырасти в процессе торгов.

Если вам интересны рассказы о выставках или обзоры картин, загляните в мой ТГ. Ссылка есть в подписи к публикации.

Источник