
АнжеликаДунСчетная палата РФ нашла возможности для более эффективного расходования средств ОМС. Частично избыточные траты связаны с завышением числа застрахованных, в том числе из-за несвоевременного получения данных от военных комиссариатов.

Фото: 123rf.com
Счетная палата РФ провела проверку расходов на обеспечение деятельности Федерального фонда ОМС (ФОМС) и территориальных фондов (ТФОМС) Московской области и Краснодарского края. Проанализированы данные с начала 2023 до середины 2025 года. Рекомендовано провести до конца года внеплановую проверку достоверности сведений о застрахованных, предоставляемых терфондами, а также разработать единый подход к открытию филиалов ТФОМС. Некоторые из них Счетная палата РФ посчитала избыточными.
Число застрахованных
Аудиторы выяснили, что некоторые терфонды предоставляли недостоверные данные о численности застрахованных. В Московской области это привело к завышению субвенции бюджету ТФОМС региона на 2,1 млрд руб. Также выявлены признаки нецелевого использования 6,6 млн руб. на оказание помощи не застрахованным в ОМС гражданам.
Недостоверность в некоторых случаях связана с непредоставлением военными комиссариатами сведений о гражданах, призванных на военную службу. В результате продлевались их полисы ОМС, что приводило к необоснованному финансированию медорганизаций в регионах. Аудиторы рекомендовали оценить исполнение обязанностей военных комиссариатов Минобороны РФ, а ФОМС — провести внеплановую проверку численности застрахованных. В случае выявления нарушений нужно обеспечить перерасчет субвенции на 2025 год.
Медико-экономический контроль
Счетная палата РФ отметила формальный подход специалистов-экспертов страховых медицинских организаций (СМО) к проведению медико-экономической экспертизы. В частности, проверка выявила случаи проведения одним специалистом от 2 тыс. до 85 тыс. экспертиз в день, что ставит под сомнение обоснованность сформированных выводов.
Филиалы терфондов
По итогам 2024 года общие расходы на содержание филиалов и представительств ТФОМС составили 245 млн руб., без учета расходов на оплату труда. При этом количество филиалов в регионе не зависит от численности застрахованных или площади территории субъекта. Так, в Тверской области на одну штатную единицу ТФОМС приходится 11,7 тыс. застрахованных, а в Костромской области — 6,1 тыс.
Многие функции филиалов возможно осуществлять в рамках электронного документооборота, а также посредством информационных систем и ресурсов в системе ОМС. В случае оптимизации количества филиалов экономия средств ОМС может достигать до 25 млн руб. в год.
Штатная численность
Общая штатная численность ТФОМС Московской области соответствует методическим указаниям. Но при этом превышены нормы по численности сотрудников, занимающихся контролем и ревизией, защитой информации, бухгалтерским учетом.
Штатная численность ТФОМС Краснодарского края превысила нормативную на 29 единиц. Соблюдение методических указаний позволило бы региону ежегодно экономить 42,2 млн руб. из средств ОМС.
В ТФОМС Московской обнаружено расходование 2 млн руб. на избыточный транспорт и оплату труда водителя. При этом нецелевого использования средств ОМС на закупки товаров (работ, услуг) не выявлено, но приобретенные товары используются не в полной мере.
Одновременно в нескольких ТФОМС наблюдается дефицит сотрудников, причем этот показатель растет. Укомплектованность терфондов Алтайского края, Оренбургской области, Кемеровской области и Республики Татарстан составляет около 50%, а Московского фонда — около 30%. Это может означать, что терфондам следует пересмотреть необходимую штатную численность для оптимизации расходов на оплату труда.