С 30 октября ЦСИ Винзавод представляет новый проект «Это было со мной», который объединяет сразу нескольких современных авторов. Если пришлось бы характеризовать проект одним словом, я бы выбрал «воспоминания»: авторы обращаются к своему прошлому, к прошлому личному и творческому, и, как выясняется, это прошлое есть даже у очень молодых художников.
Одна из работ о прошлом показалась мне интересной: это работа Ивана Новикова, и выглядит она примерно так:

Что перед нами
Как бы противоречиво это не прозвучала, но статистически мне подобные вещи обычно не нравятся: дело в том, что они очень-очень личные, а это значит, что для некоторого понимания приходится погружаться в жизнь автора. Здесь же так вышло, что именно это и становится ключом к разгадке.
Произведение — переживание личной трагедии очень молодого человека (30 лет) в связи с утратой родителей. Однако лишь эта драма не привлекла бы внимание критики, поэтому и нам стоит остановиться здесь подробнее.
Поначалу действительно кажется, что, раскрываясь перед зрителем с подобной историей, автор пытается гарантировать себе некоторое художественное сочувствие, ведь перед нами довольно небрежная мизансценка с необъяснимым набором лягушек и бус.

Все это возле странного пьедестала, на который может подняться любой желающий, чтобы рассмотреть вещицы сверху.

Там же лежит каталог, в котором дублируются изображения с пола, а рядом — белые перчатки, в которых нужно его листать…
Откуда эти лягушки и бусы
Как сообщается на выставке, лягушки и бусы — это объекты коллекционирования родителей художника, и отсюда начинается действительно интересная история. Как поясняют экскурсоводы, некоторая ирония в том, что подобные вещицы, а они, надо признать, не обладают ни художественной, ни коллекционной ценностью, по тем или иным причинам нравились этим людям.
В то же время к инсталляциям и проектам сына они относились довольно прохладно, не всегда (это я цитирую) считая это современным искусством да и искусством вообще…
Ситуация, которую мы наблюдаем тут, позволяет нам предположить, что и сын в тот или иной момент увидев эти «шедевры», оценил их культурную значимость, как и мы, — не так уж высоко, ведь это, если честно, не «коллекционирование», а «собирательство», пустяковое хобби!



Но есть один важный нюанс
Нам может нравиться творчество И. Новикова, может не нравиться, но он сегодня участник арт-процесса и художник. И этот статус позволяет сделать ему одну интересную вещь: собственно, включить эти безделушки в арт-проект, а значит — сделать их искусством.
Власть художника в данном случае позволяет ему придать ту самую вечную ценность искусства таким объектам, а значит и превратить «бессмысленное собирательство» в «коллекционирование». Для этого здесь сделано все: издан каталог, где эти вещи дублированы:



Причем, ценность этим вещам придана не только «духовная», но и материальная. Белые перчатки здесь легко читаются как отсылка к аукционам, где термин «белые перчатки» означает «все продано», да и сам пьедестал немного напоминает стол аукциониста.
Грубо говоря, мы наблюдаем здесь интересный парадокс, когда родители не нашли возможности увидеть в искусстве сына — искусства, а сын нашел возможность увидеть в «неискусстве» искусство, отдавая тем самым дань памяти и уважения.
Ну, а то, что это делал сын, «ребенок» становится очевидно все же по некоторой детской небрежности в оформлении, что вызывает некоторое умиление и хорошо вписывается в тему выставки-воспоминаний.
Если вам интересны рассказы о художниках, картинах и выставках, загляните в мой ТГ. Ссылка есть в подписи к публикации.